Дана. Центральна частина триптиху. Із серiї  Дана. Центральна частина триптиху. Із серiї "Слов’яни". Полотно, олiя. 1999 р.

Dana. The center part of the triptych. The series "The Slavs". Canvas, oil. 1999

Дана. Центральная часть триптиха. Из серии "Славяне". Холст, масло. 1999 г.

 

 

Танок Землі і Неба. Із серії Танок Землі і Неба. Із серії "Слов`яни". Тонований папір, пастель. 1992 р.

Dance of the Earth And the sky. The series "The Slavs". Toned paper, pastel. 1992

Танец Земли и Неба. Из серии "Славяне". Тонированная бумага, пастель. 1992 г.

 

---

 

I в пiснi серед трав,

Квiток, дерев, листви

Я чую звук литавр,

Що ллються з висоти.

 

And in the song among the grass,

the trees and leaves

I’m breathing to the music

Of the kettle drums that

Go from the sky.

 

И в песне среди трав  

Деревьев и листвы

Стою, дышу под звук литавр,

Что льются с высоты.

 

 

Богиня Сонця, що заходить. Із серiї Богиня Сонця, що заходить. Із серiї "Слов’яни". Полотно, олiя. 1999 р.

The Goddess of Sunset. The series "The Slavs". Canvas, oil. 1999

Богиня заходящего Солнца. Из серии "Славяне". Полотно, масло. 1999 г.

 

 

Танок на Купайла. Із серiї Танок на Купайла. Із серiї "Слов’яни". Кольоровий офорт. 1988 р.

Kupaylo dance. The series "The Slavs". Coloured etching. 1988

Танец на Купайла. Из серии "Славяне". Цветной офорт. 1988 г.

 

 

Семиярило. Із серiї Семиярило. Із серiї "Слов’яни". Кольоровий офорт. 1999 р.

Semiyarilo. The series "The Slavs". Colour etching. 1999

Семиярило. Из серии "Славяне". Цветной офорт. 1999 г.

 

---

 

СЕМИЯРИЛО – Бог палючого Сонця, уособлення полум’яної сили,яка надихає воїнiв до битви, запалює серця хоробрих лицарiв жагою доперемоги. На думку деяких дослiдникiв, Семиярило – це лiтописнийСимаргл  (вiд сiм i яр – дослiвно "семипристрасний"). Український мовознавець Памва Беринда (XVII ст.) пояснив Сим як слава, достойнiсть, досконалiсть. Найбiльша сила Сонця виявляється в серединi лiта, коли Сонце не тiльки грiє Землю своїм життєдайним промiнням, але й спалює, сушить рослиннiсть. Така властивiсть Сонячного вогню в  давнi часи отримала назву руян,  руйний – палкий, гарячий, пристрасний. Його символом вважали темно-червоний, багряний колiр. Звiдси назва балто-слов’янського Бога Руєвита, тотожного нашому Семиярилу. Як писав Саксон Граматик, на островi Руянi було три храми, один з яких присвячувався Руєвиту-Семиярилу. Тут була статуя цього Божества з сiмома Образами пiд одним шоломом, на поясi ж висiло сiм мечiв. Сiм Образiв Бога означало сiм лiтнiхмiсяцiв, коли найбiльше проявляється родюча сила Сонця.

 

 SEMIYARILO  is the God of the burning sun, embodiment of  flaming strength which inspire soldiers for a fight and hearts of brave knights with longing for victory. To some researchers opinion, Semiyarilo is the annalistic Symarge (from sim and yar – verbatim ‘semypristrasny’). The Ukrainian linguist Pamva Berynda (the XVII century) explained Sym as fame, dignity, perfection. The biggest power of Sun shows itself in the middle of the summer when it not only warms the Earth with its rays which give life to everything but also burnet and drye the vegetation. This kind of feature of Sun’s fire received the name of ruyan, ruyny – fiery, hot, ardent. Its symbol is considered to be of a dark-red, purple colour. So we have the name of the Balto-Slavonic God Ruyevit, who is equal to our Semiyarilo. Sakson Gramatic wrote that there were three temples (churches) on the Ruyan island one of which was devoted to Ruyevit-Semiyarilo. There was a statue of this God with seven faces under one helmet and seven swords were hanging on the belt. God’s seven  faces meant seven summer months when the Sun shows its most fertile power.

 

СЕМИЯРИЛО – Бог палящего Солнца, олицетворение ярой силы, которая вдохновляет воинов к битве, зажигает сердца храбрых рыцарей к победе. По мнению некоторых исследователей, Семиярило – это летописный Симаргл  (от семь и яр – дословно "семистрастный"). Украинский языковед Памва Беринда  (XVІІ ст.) объяснил Сим как славу, достоинство, совершенство.

Наибольшая сила Солнца проявляется в середине лета, когда Солнце не только греет Землю своим животворными лучами, но и сжигает, сушит растительность. Такое свойство Солнечного огня в давние времена получило название руян, руйний – пылкий, горячий, страстный.  Его символом считали темно-красный, багряный цвет. Отсюда название Балто-славянского Бога Руевита, тождественного нашему Семиярилу.

Как писал Саксон Граматик, на острове Руяне было три храма, один из которых посвящался Руевиту-Семиярилу. Здесь  была статуя этого Божества с семью Ликами под одним шлемом, на поясе висело семь мечей. Семь Ликов Бога означало семь полнолетних месяцев, когда более всего проявляется плодородная сила Солнца.